Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

бакланов григорий яковлевич

Энциклопедический словарь

Бакла́нов Григорий Яковлевич (р. 1923), русский писатель. В повестях «Южнее главного удара» (1957), «Пядь земли» (1959), «Мёртвые сраму не имут» (1961), романы «Июль 41 года» (1965), «Навеки - девятнадцатилетние» (1979; Государственная премия СССР, 1982) - правдивое изображение ужасов войны и судеб её рядовых участников (так называемая окопная правда). Нравственно-этическая проблематика в романах «Друзья» (1975), «Свой человек» (1990), «И тогда приходят мародёры» (1995), повести «Меньший среди братьев» (1981). Рассказы, очерки. Пьеса «Пристегните ремни» (постановка 1975-78). Главный редактор журнала «Знамя» (в 1986-93). Государственная премия Российской Федерации (1997).

* * *

БАКЛАНОВ Григорий Яковлевич - БАКЛА́НОВ Григорий Яковлевич (наст. фам. Фридман) (р. 11 сентября 1923, Воронеж), русский писатель, один из наиболее известных прозаиков фронтового поколения, представителей так называемой военной («лейтенантской») прозы, в чьих произведениях утверждалась правда о Великой Отечественной войне.

Из интеллигентной семьи, рано осиротел. Сдав экзамены за среднюю школу, осенью 1941 ушел добровольцем на фронт. Служил рядовым в гаубичном полку, затем после окончания артиллерийского училища командовал взводом управления артиллерийской батареи, был тяжело ранен. После войны окончил Литературный институт им. М. Горького (см. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ИНСТИТУТ). Печататься начал в 1950, первые рассказы и очерки были посвящены послевоенной колхозной деревне. В основе первой повести «В Снегирях» (1954) - впечатления от многочисленных поездок по стране. В повести «Южнее главного удара» (1957) Бакланов впервые обращается к фронтовой юности, следуя, как и во всем последующем творчестве, традициям толстовского реализма - психологического и исторического. В ней и особенно в повести «Пядь земли» (1959) война предстает такой, какой была для воевавших на переднем крае с суровыми фронтовыми буднями. Став событием литературной жизни, «Пядь земли» подверглась нападкам официозной критики и вызвала острую дискуссию о «лейтенантской литературе», «окопной правде», «дегероизации», «ремаркизме», «абстрактном гуманизме».

Художественное исследование нравственных конфликтов и драматизм действия, присущий прозе Бакланова, ярко проявились в одной из лучших повестей «Мертвые сраму не имут» (1961), где рассказывается о человеке, который, спасая свою жизнь, предает товарищей, подставив их под губительный огонь. В романе «Июль 41 года» (1964), осмысливая причины тяжелых поражений в начале войны, Бакланов видит их в массовых репрессиях, атмосфере страха и подозрительности, царившей в довоенные годы. Непомерно высокая цена, которая была заплачена за победу, - лейтмотив повести «Навеки - девятнадцатилетние» (1979; Государственная премия СССР, 1982), ставшей реквиемом по скошенному войной молодому поколению.

В произведениях, посвященных уже мирному времени, в центре внимания Бакланова нравственные проблемы и коллизии, также связанные прежде всего с бывшими фронтовиками, чья судьба оказалась исковерканной растлевающими условиями тоталитарной системы. Казенное бездушие сломало жизнь героя повести «Карпухин» (1965), в романе «Друзья» (1975) проверяемые на подлинность духовная независимость, талант и жизненный успех героев также оказываются подверженными коррозии. Духовный кризис переживает герой повести «Меньший среди братьев» (1981), сознавая, что живет не вровень со своей фронтовой юностью. В повести «Свой человек» (1990) и романе «...И тогда приходят мародеры» (1995) Бакланов продолжает исследовать духовное состояние общества, вызванное уже новыми социальными и нравственными процессами.

Бакланову принадлежат две книги зарубежных очерков: «Темп вечной погони» (1971) и «Канада» (1976), он часто выступает как эссеист и автор воспоминаний, написанных в художественно-документальном жанре. По его сценариям снято восемь фильмов (часть из них экранизация его прозаических произведений), лучший - «Был месяц май» (1970, режиссер М. М. Хуциев (см. ХУЦИЕВ Марлен Мартынович)). Наиболее значительная драматургическая работа Бакланова - пьеса «Пристегните ремни» (1975) - поставлена в Театре на Таганке Ю. П. Любимовым (см. ЛЮБИМОВ Юрий Петрович). В 1986-94 Бакланов возглавлял журнал «Знамя», сыгравший заметную роль в социальном и нравственном обновлении общества.

Большой энциклопедический словарь

БАКЛАНОВ Григорий Яковлевич (р. 1923) - русский писатель. В повестях "Пядь земли" (1959), "Мертвые сраму не имут" (1961), романе "Июль 41 года" (1965) - правдивое изображение ужасов войны и судеб ее рядовых участников (т. н. окопная правда). Нравственно-этическая проблематика в романе "Друзья" (1975), повесть "Навеки - девятнадцатилетние" (1979, Государственная премия СССР, 1982), "Меньший среди братьев" (1981). Очерки. Главный редактор журнала "Знамя" (в 1986-93).

Полезные сервисы